30 июля 2018 года Президентом Российской федерации В.В. Путиным был подписан Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей», виды которых в настоящее время закреплены в статье 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».


Судебная защита прав потребителей – это процесс разрешения спора, конфликта между потребителем и продавцом (исполнителем, изготовителем) в судебном порядке. В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) и частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита прав потребителей осуществляется судом.

Дела по защите прав потребителей относятся к категории гражданских дел и порядок их производства во всех судах Российской Федерации определяется Гражданским процессуальным кодексом РФ и Законом о защите прав потребителей.

Важно помнить, что государство,  признавая потребителя наиболее слабой и наименее защищенной стороной в договоре, нуждающейся в особой защите, предоставляет потребителям дополнительные преференции в виде:

- альтернативной подсудности, когда заявления о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (пункт 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей);

- освобождения от соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, кроме ряда случаев, когда законодательством прямо предусмотрено обязательное предъявление претензий до обращения в суд. Такой порядок установлен, например, Федеральным законом «О связи», транспортными уставами и кодексами в случае споров, вытекающих из договоров перевозки пассажиров, их багажа и грузов. Несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования споров в этих случаях препятствует рассмотрению иска в суде;

- взыскания в пользу потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, пункт 46 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в рамках правоприменения взаимосвязанных положений статей 46,47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статей 40,46 Закона о защите прав потребителей, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав конкретных потребителей (группы потребителей) либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга потребителей, а также, до принятия решения судом первой инстанции, вступить в дело по своей инициативе, по инициативе суда или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей.


Правовые основы деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) в сфере защиты прав потребителей закреплены нормами Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Статья 44 Закона о защите прав потребителей устанавливает их правомочия в части возможности:

- рассматривать жалобы потребителей,

- консультировать граждан по вопросам защиты прав потребителей;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей),

- принимать жалобы потребителей через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

До настоящего времени остро стояла проблема, связанная с тем, что функция по защите прав потребителей на муниципальном уровне не была внесена в Федеральный закон от 09.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что затрудняло решение вопроса финансирования соответствующих правомочий.

30 июля 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был  подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей», виды которых в настоящее время закреплены в статье 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Таким образом, закрепление в нормах Федерального закона № 131-ФЗ правомочий органов местного самоуправления на реализацию определенных функций в области защиты прав потребителей, чтобы они за счет доходов местных бюджетов могли полноценно участвовать в решении вопросов защиты прав потребителей, в том числе в судебном порядке.